Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово и Двунадесятые праздники
Россия. Ростов. Первая треть XIX в.

Христос — это высшее, что было на земле! Ему поклониться звало непобедимое чувство — поклониться в духе и истине. Незабываемый день! Оглядываясь на него, я чувствую благую руку Промысла, которая увлекла меня из темных и узких коридоров лабиринта, в котором я блуждал.

В.В. Зеньковский
Медиа
Поделиться:

Почему из миллионов людей, занимающихся одним и тем же делом, только единицы становятся «звeздами»? Почему в конце XIX века в России жили сотни писателей, а Чехов среди них — один? Почему из тысяч священников, служивших в позапрошлом веке в Российской империи, народ полюбил и запомнил именно протоиерея из маленького городка? Видимо, дело тут не только в мере таланта, отведeнного Богом. А ещe и в том, как сам человек этим талантом распоряжается…

IoannK

Праведный Иоанн Кронштадтский (полное имя святого — Иван Ильич Сергиев) родился 19 октября 1829 года на далeком севере — в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Это село и теперь существует в Пинежском районе Архангельской области, и там до сих пор живут родные святого. Мальчик родился болезненным — настолько, что никто не верил в то, что он выживет. Ребeнка побоялись даже нести в храм, чтобы крестить — священник сам приходил домой к Сергиевым. Отец Иоанна, как и все предки на протяжении минимум 350 лет, был священнослужителем, дьяконом.

С годами здоровье мальчика поправилось. В 1839 году родители, собрав последние деньги, отдали его в Архангельское приходское училище. Бесплатным образование тогда было только для особо одарeнных детей. А Иван Сергиев первое время учился так себе. Он тосковал по родительскому дому, по своему селу, по храму, куда отец часто водил его и который мальчик успел полюбить. Но со временем он, что называется, втянулся — да так, что закончил училище первым учеником. Потом была Архангельская духовная семинария, где Иван стал тоже одним из лучших студентов. За такие успехи он был направлен за казeнный счeт в Санкт-Петербургскую духовную академию (кстати, ровно через 100 лет туда поступил учиться ныне почивший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, чуть позже — нынешний Патриарх Кирилл).

Закончив в 1855 году академию и получив степень кандидата богословия, Иван Сергиев хотел принять монашество и стать миссионером — проповедовать слово Христово народам Сибири и Северной Америки (Аляска тогда была частью Российской империи). Но, столкнувшись с реальной жизнью в Санкт-Петербурге, молодой богослов понял, что и в столице империи «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии». И выбрал для себя не менее сложный путь: говорить о Христе не тем, кто о Нeм ничего не знает, а тем, кто знает, но — сознательно или нет — отошeл от Бога.

Стать священником в миру (а не в монастыре) неженатому человеку было невозможно, поэтому Иоанн зарегистрировал брак с Елизаветой Несвитской, дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора. (Обратите внимание на название собора, чуть позже станет понятно, зачем). 12 декабря 1855 года Иоанн Сергиев был рукоположен в священники.

Говорят, случайных совпадений не бывает. Наверное, так оно и есть. Священник Иоанн был направлен служить в Кронштадтский Андреевский собор (город Кронштадт расположен на островах Финского залива и сейчас входит в состав Санкт-Петербурга). Каково же было удивление молодого священника, когда, войдя в собор, он узнал храм из своих детских снов! Как позже вспоминал праведник, ему неоднократно и очень подробно снилось, что он служит именно в этом соборе — хотя до этого он не бывал не только в Андреевском соборе, но и в самом Кронштадте.

IoannK

Это позже имя святого до такой степени связалось с Кронштадтом, что многие забыли его фамилию и называли просто — Иоанн Кронштадтский. Да и сам он часто так подписывал свои многочисленные статьи и книги. Надо заметить, что, помимо базы Балтийского флота, в то время Кронштадт был знаменит и тем, что туда выселяли людей, которых власти по каким- либо причинам не хотели видеть в столице — бездомных, нищих, в общем, всех опустившихся в самый низ социальной лестницы. Этим людям, главным образом, и посвятил себя отец Иоанн.

Как писал в своей книге И. К. Сурский (это псевдоним духовного сына отца Иоанна, Якова Илляшевича, эмигрировавшего из России после революции), в Кронштадте священник «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных женщин, нянчил детей, пока матери стирали; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал всe своe жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Поскольку семье отца Иоанна тоже надо было на что-то жить, то, как вспоминал Сурский, какое-то время жалование священника отдавали не ему, а его жене — как в случае с каким-нибудь алкоголиком, который, не донеся зарплату до дома, пропивал еe в кабаке.

Современники вспоминали, что «внешний вид отца Иоанна был особенный, какой-то обаятельный, невольно располагавший к нему сердца всех: в глазах его отображалось небо, в лице — сострадание к людям, в обращении — желание помочь каждому». Казалось бы, так просто — помогать людям не только добрым словом, но и конкретным делом… А встретишь такое сочетание нечасто.

Видя искреннее желание отца Иоанна помогать бедным, многие богатые люди стали жертвовать ему огромные суммы денег — они точно знали, что всe до копейки попадeт по назначению. И не ошибались: отец Иоанн основал в Кронштадте «Дом трудолюбия», где все, кто не имел работы, могли заработать деньги своим трудом, школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Праведный священник помогал в прямом смысле слова всем, кто к нему обращался. Пользовались ли его доверчивостью нечистые на руку люди? Наверное... Но лучше ошибиться и помочь тому, кто не нуждается в помощи, чем не помочь нуждающемуся…

Через руки отца Иоанна ежегодно проходили огромные деньги, в пересчeте на нынешние — миллиарды рублей. На себя же, ведя абсолютно аскетический, почти монашеский, образ жизни, он тратил только собственную зарплату священника, да и то не полностью. Забегая вперeд, скажем, что после смерти он не оставил ни копейки наследства…

IoannK

Но, конечно, не только своим социальным служением стал знаменит Иоанн Кронштадтский. На его проповедях в храме было не протолкнуться. В обращениях к пастве он касался любых тем, включая политические — праведник предчувствовал грядущую катастрофу 1917 года и всеми силами пытался уничтожить еe семена в головах прихожан. Отец Иоанн проповедовал настолько эмоционально, что не только прихожане, но и он сам часто плакал во время своих проповедей, которые иногда продолжались по несколько часов. Многие сравнивали его с Иоанном Златоустом.

Со временем слава о священнике из Кронштадта распространилась по всей России. Умирая, император Александр III именно отца Иоанна попросил причастить его. Куда бы ни приезжал отец Иоанн — а ездил он много — везде его встречали тысячи людей. Почитание Иоанна Кронштадтского достигло таких масштабов, что в какой-то момент особо фанатичные его поклонники создали что-то вроде секты, называя себя иоаннитами. Отец Иоанн не просто осуждал такое отношение к себе, но и всячески с ним боролся. При этом, как следует из его дневников, сам он относился к себе предельно самокритично.

Исследователь его дневников, профессор Надежда Киценко, отметила «откровенно негативный» по отношению к самому себе тон записей отца Иоанна. Кстати, из дневников отца Иоанна (они хранятся в Российском государственном историческом архиве) известно и о первом случае, который сам праведник расценил как чудо. «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока (Костылeва). 19 февр. 1867». После, по молитве святого Иоанна, чудеса исцеления людей происходили неоднократно…

Было бы наивно думать, что Иоанна Кронштадтского любили все. Нет, многие его недолюбливали — от некоторых «коллег»-священников до газетчиков, высмеивавших праведника в фельетонах и карикатурах. Впрочем, сам он не обращал на это никакого внимания, ему было просто некогда — по воспоминаниям современников, каждая минута отца Иоанна была занята молитвой или помощью людям, что такое свободное время, он просто не знал. А время всe расставило по своим местам. И люди всегда будут помнить самого обычного священника из города Кронштадта. Самого обычного — в том смысле, что именно таким священник и должен быть…

Andreevsky_sobor

Скончался святой праведный Иоанн Кронштадтcкий в своей служебной квартире рядом с Андреевским храмом 20 декабря 1908 года на 80-м году жизни. Святой канонизирован Русской Православной Церковью 8 июня 1990 года. За свою жизнь отец Иоанн Кронштадтский пожертвовал средства на строительство огромного количества храмов и монастырей.

В своeм родном селе Суре он построил камен ный Никольский храм (сейчас он восстановлен), там же основал Иоанно-Богословский женский монастырь. Самый известный из строительных «проектов» отца Иоанна — женский монастырь на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге, освящeнный в честь Иоанна Богослова. Монастырь был окончательно достроен незадолго до смерти праведного Иоанна Кронштадтского. Здесь он, согласно воле покойного, и был похоронен.

Другое памятное место, связанное со святым — его квартира в Кронштадте, на втором этаже дома 21/12 на углу Посадской и Андреевской улиц. После революции 1917 года эта квартира, где отец Иоанн жил больше полувека, была превращена в коммуналку. Но сейчас в ней — мемориальная музей-квартира праведного Иоанна Кронштадтского, открытая для посещения всеми желающими. Недалеко от этого дома — памятник святому с надписью на постаменте: «С благодарностью от России».

kamen

А вот на месте Андреевского собора, в котором служил Иоанн Кронштадтский — теперь только камень с надписью: «На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящeн в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни». Впрочем, в 2008 году храм начали восстанавливать, вернее — строить заново. Уже построена колокольня.

Тропарь, глас 1-й

Православныя веры поборниче. Земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче. Божественных таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и церкви нашея украшение, моли всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика