( http://paskha.ru/Sobornaya_plozad/Kak_prazdnovat_imeniny/February/Ioann_Zlatoust/ )

Ioann_Zlatoust Часто бывает: человек красиво говорит, но поступает совсем некрасиво. Или наоборот: из кого-то слова не вытянешь, но человек ослепительно прекрасен в своих поступках. Но есть люди, чьи слово и дело не расходятся друг с другом. И если это слово — о Христе, а дело — служение людям, таких людей потомки вспоминают очень долго. Таким был Иоанн Златоуст — блестящий оратор и святой человек.

Будущий великий святитель родился в городе Антиохия в древней Сирии (сейчас это территория Турции) примерно в 347-м году, в семье военачальника. Отец Иоанна — его звали Секунд — умер почти сразу после рождения сына. А мать Анфуса посвятила свою жизнь сыну. Семья была обеспеченной, а юноша — крайне любознательным, поэтому он учился у лучших философов и риторов (специалистов по ораторскому искусству).

Иоанн чуть ли не с детства начал изучать Священное Писание, а когда стал старше, его наставляли в богословии такие авторитетные учителя, как святитель Мелетий Антиохийский, позже — пресвитеры Флавиан и Диодор Тарсийский. С таким блестящим образованием выбор у Иоанна был невелик: или идти на государственную службу, или служить Господу Богу.

Он выбрал второе. И в 367-м году, в возрасте 20-ти лет, был крещён. Это нормально для того времени: традиция крестить людей в младенчестве возникла не в первые века христианства, а несколько позже. Когда умерла мать Иоанна, он принял постриг, стал монахом. Это слово — монах — произошло от греческого «один, одинокий». Как любой монах святой Иоанн никогда не женился, не имел собственности и был равнодушен к благам материального мира, основную часть времени проводил в молитве. Но именно одиноким он пробыл недолго. Четыре года он провёл в пустынножительстве в уединённой пещере, два из которых — в полном молчании.

В 381-м году Иоанн вернулся в Антиохию, где был сначала рукоположен в диаконы, а затем — в священники. Но главное — с этого времени святой Иоанн начал проповедовать, то есть обращаться к людям с разъяснением Христова учения. Он проповедовал так, что храм не мог вместить всех желающих послушать его речь, слава о священнике с «золотыми устами» разнеслась по всей Византии, а за святым Иоанном прочно закрепилось прозвище Златоуст.

Ему неоднократно предлагали стать епископом Антиохии. Но Иоанн под разными предлогами уклонялся: служить людям ему было интереснее, чем руководить ими. Однако в 397-м году, после кончины Константинопольского Патриарха, архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста пригласили из Антиохии в столицу империи и сделали предложение, от которого он отказаться не смог: стать епископом Константинополя.

Первое, что сделал святой Иоанн, заняв епископскую кафедру, — и это не легенда, а исторически подтверждённый факт, — отдал все деньги, предназначенные для обеспечения главы Церкви, на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Это было не только логичным шагом для человека, которого мы называем святым, но и примером для многих епископов и священников.

Собственная праведная жизнь давала архиепископу моральное право предъявлять претензии другим священнослужителям: многих из них — тех, кто говорил людям правильные слова, а в жизни вёл себя совсем неправильно, Иоанн Златоуст отстранил от служения. Будучи главой Константинопольской Церкви, Иоанн Златоуст служил в главном соборе города — храме Святой Софии, знаменитой Айя-София. Именно в этом соборе Иоанн Златоуст впервые применял все свои нововведения.

Давно замечено: даже люди, равнодушные к православию, говорят о необычайной красоте наших храмов и служб. Это называется очень выразительным словом: благолепие. Так вот, именно Иоанну Златоусту мы обязаны многим из этой красоты. Константинопольский Патриарх составил чин литургии — главного христианского богослужения. Он ввёл антифонное пение за всенощным бдением — когда два хора, находясь друг напротив друга, поют попеременно (эта красивая традиция, почти ушедшая из нашей Церкви, теперь возрождается в некоторых монастырях и соборах). Кроме того, Иоанн Златоуст написал несколько молитв. И конечно, святой Иоанн не уставал проповедовать.

Ioann_Zlatoust

Приехав из провинциальной Антиохии в Константинополь, он был поражён распущенностью столичных нравов, о чём постоянно говорил в своих проповедях. Особенно доставалось от архиепископа императорскому двору: Златоуст справедливо полагал, что люди, которым выпало руководить огромной империей, не вправе творить беззакония — как в юридическом, так и в нравственном смысле этого слова. Известен, например, такой случай. Императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, за что-то уволила своего вельможу. Но этого ей показалось мало и она распорядилась конфисковать всю собственность у его жены и детей, что называется — пустить их по миру. Святой Иоанн встал на их защиту. Гордая императрица не уступила архиепископу, заставила чиновников привести свой приговор в исполнение. И затаила злобу на Златоуста.

Как это обычно бывает, нашлись люди, которые решили воспользоваться ситуацией. Евдоксии начали доносить на Иоанна, додумывая подробности и представляя действия епископа в нужном доносчикам свете. Например, когда святитель выступил перед паствой с поучением о суетных женщинах, Евдоксии немедленно донесли, что Златоуст имел в виду именно её. Императрица посчитала это достаточным основанием, чтобы собрать церковный суд. Членами суда стали иерархи, которых ранее Иоанн Златоуст обличал как людей недостойных. Суд постановил за оскорбление императрицы низложить Константинопольского архиепископа с его должности, лишить сана и, более того — казнить. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, ссылкой.

В ту же ночь в Константинополе произошло сильное землетрясение — и это тоже не легенда, а исторически подтверждённый факт. В числе прочего, оно сильно разрушило кафедральный собор Святой Софии. Императрица сильно испугалась и попросила Аркадия срочно вернуть бывшего архиепископа в столицу, более того — она сама послала Златоусту письмо с извинениями и просьбой вернуться в Константинополь. Однако не успел святой Иоанн, что называется, распаковать чемоданы, как новый донос на него пробудил гнев Евдоксии. По её настоянию был созван собор, который вновь постановил изгнать Иоанна Златоуста из Константинополя и сослать его на окраину Римской империи — в Армению. Это было в 404-м году. В том же году, кстати, Евдоксия умерла.

А святитель Иоанн поселился в селении Кукуз в Армении (сейчас это город Коксон и теперь это территория Турции). Он продолжал проповедовать, не терял связи со своими друзьями, единомышленниками во всех концах света и духовными чадами, оставшимися в Константинополе. Он вёл активную переписку — всего до нас дошли 245 писем из «армянского» периода Иоанна Златоуста. Эта активность святителя очень раздражала его недоброжелателей в столице.

Святой Иоанн Златоуст был очень хрупкого телосложения и не отличался крепким здоровьем. Зимой 406-го года он в очередной раз сильно болел. Но его враги не унимались: из Константинополя пришёл приказ перевести ссыльного в город Питиунт, или Питнус (это многим известный город Пицунда в современной Абхазии, а тогда это была глухая провинция Армении). Целых три месяца, пешком, в любую погоду стражники вели больного человека к месту очередной ссылки. Во многих сёлах люди, наслышанные о святом, встречали его с радостью и пытались как-то помочь. Но всё-таки слабое здоровье святителя Иоанна не выдержало. В селении Команы святой попросил причастить его. Последними его словами были: «Слава Богу за всё!»

Иоанн Златоуст умер в 407-м году и был похоронен там же, в Команах, в современной Абхазии, недалеко от Сухуми. В 438-м году мощи святого были перенесены в Константинополь.

Храм Святой Софии

Sobor_S_Sofii

Этот выдающийся памятник византийского зодчества более тысячи лет был самым большим христианским храмом на планете (сейчас таковым считается собор Святого Петра в Риме).

После захвата Константинополя османами в 1453 году храм был превращён в мечеть, теперь там музей. Но даже в таком изуродованном виде Айя-София поражает своей красотой и масштабами.

Справедливости ради заметим, что со времён Иоанна Златоуста этот храм не то чтобы сильно изменился, но был, фактически, дважды построен заново. Тем не менее собор Святой Софии в нынешнем Стамбуле неразрывно связан с именем великого христианского проповедника.

Монастырь святителя Иоанна с. Команы, Абхазия

http://paskha.ru/content/images/den_angela/Ioann_Zlatoust/hram_Ioanna_Zlatousta.jpg

Интересно, что небольшое абхазское село Команы связано с именем ещё одного святого — великомученика Василиска, убитого здесь за 100 лет до описываемых нами событий. Поэтому в 1898 году в Команах был основан Василиско-Златоустовский монастырь.

Он сильно пострадал в годы советской власти, его не обошла стороной и грузино-абхазская война. Однако в 2002 году по инициативе Русской Православной Церкви монастырь был возрождён. Там и хранится саркофаг, в котором был похоронен святитель Иоанн Златоуст.

А у нас в России, на Урале, в Челябинской области, есть небольшой, но знаменитый город Златоуст — и назван он так именно в честь святителя Иоанна. Знаменит же город своим оружием (здесь, например, была отлита первая русская стальная пушка) и художественной гравюрой по металлу. Златоустовское оружие во все времена помогало нашей стране побеждать внешних врагов. Золотые слова святителя Иоанна тоже являются грозным оружием: они помогали и помогают каждому из нас побеждать врагов внутри себя.

Тропарь Иоанну Златоусту

 Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать вселенную просвети: несребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Пасха.ру


© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика